"Мастер-класс"
(методика проведения)
Мастер-класс -
форма взаимообмена опытом между педагогами, обмен мастерством, необычным
опытом. Мастер-класс проводят учителя первой и высшей квалификационной
категорий.
Цель формирует
педагог в зависимости оттого, что он будет показывать.
Время
проведения мастер-класса: 30 – 60 минут.
Варианты:
показать:
- программу (сложный, долговременный путь);
- отдельные формы работы, которые использует в своей
деятельности педагог;
- методы работы;
- инновационные моменты деятельности;
Формы:
- лекция,
- практическое занятие,
- интегрированное (лекционно-практическое) занятие.
Например:
интегрированное занятие:
Цель 1
(теоретического) этапа: осветить авторскую программу.
Цель 2
(практического) этапа: показать формы и методы осуществления программы
(показать работу, а не результат работы).
Можно делать
на людях, которые присутствуют на занятии.
3 этап
теоретический: в форме ответов и вопросов (если проходит активно, мастер-класс
- результативен).
Алгоритм,
рекомендуемый для представления материалов в методический сборник
"Мастер-класс" (в контексте личностно-ориентированной
парадигмы)
Вид
педагогической деятельности, профессия, учреждение. Вид занятия, предмет, его
место и значение в обучении и развитии личности учащегося.
Факторы и
причины, способствующие переходу к современной модели образования и обучения в
рамках предмета (неудовлетворенность методикой, старой школой, ориентированной
на ЗУНы, нереализованные возможности предмета в смысле разностороннего развития
учащегося и т. д.).
Изменение
подходов к образованию и обучению в сторону личностно-ориентированного обучения
в рамках предмета:
Изменение
задач и сверхзадач.
Расширение
контекстов содержания предмета и аспектов обучения, среди них:
- ценностный
(культурологический, этико-эстетический);
- познавательный;
- творческий,
проективный;
- личностный;
- социализирующий.
Изменение
подходов к обучению. В соответствии с личностно - ориентированной парадигмой они
строятся на принципах:
- альтернативности
форм;
- свободы
выбора действия;
-
диалогичности, сотворчества "учитель - ученик";
- проективности;
- индивидуализации
и дифференциации.
Описание
процесса вышеуказанных подходов и принципов в практике занятий (уроков). Можно
описать:
- технологию
урока;
- структуру
- этапы
-
алгоритм операции
- модуль
- нетрадиционные формы
обучения (игровые, проективные, "мастерские", интегративные и др.).
Несколько
эффективнее по сравнению со старой моделью решаются с помощью
личностно -ориентированного обучения такие актуальные проблемы педагогики, как:
- мотивация
деятельности учащихся;
- раскрытие
их способностей и талантов;
- сохранение
здоровья трудоспособности;
- развитие
самостоятельности, стремления к самообразованию;
- социализация
личности.
Отражение и
подтверждение результативности новой технологии: через обратную связь, через
рефлексию учащихся и педагога, через общественное признание и др.
Творческое
удовлетворение педагога. Авторские открытия, находки, удачные эксперименты,
дающие гарантированно высококачественный результат. Дальнейшие планы и
творческие замыслы на ближайшее будущее, и перспективу по совершенствованию
названной технологии в контексте личностно-ориентированной парадигмы.
Приложение:
опорная схема урока по одной теме или технологическая карта, компактная
разработка, визуальный ряд.
Источники:
Атаулова
О.В. К вопросу о структурной схеме урока (Технологическое образование в школе
и ВУЗе в условиях модернизации образования: Материалы международной
научно-практической конференции МПГУ. – М.: Изд-во «Эслан», 2003. с. 117-119.
Кругликов
Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для
студентов высш. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Русских Г.А.
Дидактические основы моделирования современного учебного занятия (Методист,
2003.- №1 с.30-39
Журнал
«Школа и производство» -2004.№ 1. С.15-17
|