Кабинет и мастерские
образовательной области
"Технология"
1. Для образовательной области "Технология" необходимо выделить
следующие помещения:
- кабинет художественного труда (1-IV классы);
- мастерская по обработке металла (мастерская по обработке конструкционных
материалов);
- мастерская по обработке древесины (мастерская по обработке
конструкционных материалов);
- мастерская по обработке ткани;
- мастерская по обработке пищевых продуктов;
- кабинет технической графики.
1.2. При наличии площади допускается создание кабинета
"Электрорадиотехнология".
1.3. Допускается организация комбинированных мастерских "мастерской
по обработке ткани и пищевых продуктов", а также "мастерской по
обработке конструкционных материалов", в которых проводятся и
электрорадиотехнические работы с выделением в данных мастерских различных
рабочих зон по направлениям.
2. Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским
образовательной области "Технология"
2.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено
в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное
освещение".
2.2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно
обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при обучении
технологии швейных работ - по II разряду (работы высокой точности).
В учебно-производственных мастерских может также применяться
комбинированное (верхнее и боковое) освещение.
2.3. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и
юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть
ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.
2.4. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При
двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство
правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.
2.5. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные
светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40.
Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам.
Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников.
Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей
зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет").
Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед
доской.
2.6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95
наименьшая освещенность в мастерских по обработке металла и древесины
(мастерские по обработке конструкционных материалов) установлена при
люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания - 150 лк; в кабинете
технической графики - 400 лк; в
мастерских по технологии швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500
лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным
и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.
2.7. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4
площади пола помещения.
2.8. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по
возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам.
2.9. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети,
независимой от сети рабочего освещения.
2.10. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и
приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях
поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при
скорости воздуха не более 0,3 м/с.
2.11. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с
горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение умывальников
в прилегающей к мастерской рекреации.
2.12. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной
питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен
находиться на расстоянии не более 75
м от рабочих мест.
2.13. В мастерской для обработки пищевых продуктов должны быть подведена
горячая и холодная вода к мойкам.
2.14. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.
2.15. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или
фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или
фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной
вентиляции (трехкратный обмен воздуха).
2.16. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и
смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.
2.17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.
2.18. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать
дополнительной пыли.
2.19. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим
ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.
2.20. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и
эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при
протирке их влажными материалами.
2.21. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены,
потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен
должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.
2.22. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских
должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые
плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).
2.23. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с
требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
2.24. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.
2.25. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины,
должны отличаться друг от друга.
2.26. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть
обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы,
в которых помещены электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены
устройством защитного отключения.
2.27. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно
соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении занятий в
учебных кабинетах общеобразовательных школ".
2. 28. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда,
мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или
комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В
переменного тока.
2.29. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с
распределительного щита. Включение и выключение всей электросети кабинета
(мастерской) должно осуществляться одним общим рубильником или с помощью
устройства защитного отключения.
2. 30. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными
решетками.
2.31. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда,
предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены вытяжным
устройством.
2.32. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные,
должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей
плиткой.
2.33. В мастерских по обработке ткани должно быть предусмотрено
заземление швейных машин.
2.34. В мастерских по обработке пищевых продуктов должна быть установлена
вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 м от пола.
2.35. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна
проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 "Электробезопасность.
Защитное заземление. Зануление" и "Правила технической эксплуатации
электроустановок" (ПТЭ).
2.36. В мастерских по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено
защитное заземление электроплит. Применение газовых плит не допускается.
2.37. Стены в мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит,
моек и рабочих столов в кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной
плиткой на высоту 1,5 м
от пола.
2.38. Пайка долина осуществляться с применением бескислотных флюсов.
3. Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области
"Технология"
3.1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе
принимаются в зависимости от количества и напол-няемое™ классов
(классов-комплектов) с учетом "Номенклатуры ти-пов зданий, состава и
площадей помещений общеобразовательных школ".
3.2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв. м на одного
обучающегося в кабинете худо-жественного труда, 4,5 кв.м на одного обучающегося
в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 кв.м - для комбинированной
мастерской и 4,5 кв.м для мастерских по обработке ткани и 4,5 кв.м для кабинета
кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86
"Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования".
Площадь кабинетов и мас-терских образовательной области "Технология"
должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с
соблю-дением санитарно-гигиенических норм.
33. Объем рабочего помещения на каждого работающего -не менее 15 куб.м.
Высота помещений - не менее 3, 2
м. Если в ка-бинах занимается более 15 человек, ширина
двери должна быть 0,9 м.
3.4. Мастерские по обработке металла и древесины должны быть расположены
на первом этаже. Не допускается размещать мас-терские в полуподвальном и
подвальном помещениях.
3.5. Из мастерских по обработке металла, древесины и конструкционных
материалов должен быть предусмотрен дополнитель-ный, утепленный выход.
3.6. Специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для
хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских,
должны использоваться для хранения инструментов, приспособлений, заготовок,
материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения
заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными с помещениями
мастерских. Инструментальная должна, иметь два выхода' один -в коридоре, другой
- в мастерскую.
3.7. Инструментальная комната должна занимать от 16 до 32 кв.м, а
кладовая для хранения сырья и готовой продукции - от 12 до 16 кв.м в
зависимости от вместимости классов-комплектов.
3.8. В специально отведенных мастерских по обработке металла и древесины
должны размещаться емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.
3.9. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать
возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
3.10. Мастерские по технологии обработки пищевых продуктов не допускается
размещать под туалетом или использовать подвальные помещения и проходные
комнаты.
3.11. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть
выделены две зоны: "кухня-лаборатория" и зона для теоретической
подготовки.
3.12. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть
выделены места для первичной обработки продуктов, места для тепловой обработки
продуктов и рабочие места бригады.
3.13. В мастерской по обработке ткани должна быть зеркальная стена для
проведения примерок.
3.14. Для хранения материалов и незаконченных работ учащихся в мастерской
по обработке ткани должно быть лаборантское помещение площадью не менее 18
кв.м.
3.15. Для кабинета технической графики рекомендуется отводить помещение
второго этажа и выше.
3.16. Кабинет технической графики должен быть расположен в светлом
помещении размером от 60 до 81 кв.м в зависимости от типа школы.
3.17. При площади кабинета технической графики менее 60 кв.м должно быть
и лаборантское помещение.
3.18. Столы ученические для черчения могут располагаться в три или четыре
ряда в зависимости от конфигурации кабинета.
3.19. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до
демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от
демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.
3.20. Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и
боковыми стенами помещения - 0,5-0, 7
м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность
последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.
3.21. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.
3.22. В кабинете технической графики на передней стене разрешается
демонстрационный чертежный прибор типа "Кульман".
3.23. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный
секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный
в зависимости от площади помещения.
3.24. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и
временной экспозиции.
4. Требования к комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной
области "Технология"
4.1. Кабинеты и мастерские образовательной области "Технология"
должны быть укомплектованы мебелью и классными досками, соответствующими
требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.
4.2. Кабинеты и мастерские образовательной области "Технология"
должны быть оснащены следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15
обучающихся - для 5-9 классов и 25 обучающихся - для 1-4 классов):
- столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских
образовательной области "Технология";
- столы ученические для кабинета художественного труда (1-4 классы),
кабинета по обработке пищевых продуктов;
- одноместные ученические столы для черчения (ГОСТ 19549) разных ростовых
групп в кабинете технической графики;
- универсальные рабочие столы со встроенной швейной машиной для кабинета
по обработке ткани;
- подставки для технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы
демонстрационные (ГОСТ 18607-86),
- шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ
18666-95);
- доски классные (ГОСТ 20064-86);
- гладильные столы или доски.
4.3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат и сертификат
соответствия.
4.4. Высота столов и стульев должна соответствовать ростовым группам
учащихся. В зависимости от роста обучающихся столы и стулья должны
маркироваться номером и цветом.
В однокомплектной и двухкомплектной школах, когда в одном кабинете
занимаются обучающиеся 5-11 классов, должно быть преобладание средних групп
мебели - NN 4,5.
4.5. В кабинете художественного труда высота столов на рабочих местах
коллективного пользования должна соответствовать ростовым группам 4-6.
4.6. В кабинете должно быть не менее двух специальных подставок для
установки проекционной аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.
4.7. Классная доска должна быть оснащена приспособлениями для крепления и
демонстрации таблиц.
5. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся
5.1. В учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся
индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция
и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в
полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия
антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной
организации труда и технической эстетики.
5.2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью
классов с учетом деления У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не
более 15 человек.
5.3. Рабочее место учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с
емкостью для аппаратуры (ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых
инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации
приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.
54. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью
рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер
основного щита: 1500 х 1000
мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны
иметь магнитную поверхность.
5.5. Рабочее место обучающегося для индивидуального пользования - верстак
или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее
место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и
приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.
5.6. Для обработки конструкционных материалов, а также для различных
занятий во внеурочное время в кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест
коллективного пользования.
5.7. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских являются
станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для
прокатки и гибки листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование
для общественно полезного труда обучающихся.
5.8. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для
размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и
документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления
стружки.
5.9. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в
специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу.
5.10. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения
комбинированного (КЭК) к рабочим местам может подводиться электропитание
напряжением не выше 42 В для выполнения электрорадиотехнических работ.
5.11. Для немедленного отключения электрических агрегатов на столе
учителя монтируют кнопочное устройство, управляющее магнитным пускателем
силовой линии, а также пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой
и затемнением.
5.12. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты
специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого
комплекта для пайки оборудуются специальные рабочие места с обязательной
установкой местных вентиляционных отсосов.
5.13. В мастерских по обработке ткани индивидуальные рабочие места должны
быть укомплектованы универсальными рабочими столами со встроенной в них швейной
машиной с ручным и электрическим приводом.
5.14. В мастерских по обработке ткани должны быть оборудованы рабочие
места для влажно-тепловой обработки швейных изделий, для примерки, для
обработки срезов.
5.15. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы емкостями для
сбора обрезков ткани и других отходов.
5.16. Рабочее место учителя в кабинете по обработке ткани представляет
собой демонстрационный стол для кабинета физики из 2-х секций (общая длина -
2400) и стол учителя со стулом.
5.17. Рабочие места в кабинете необходимо оснастить установками
индивидуального и локального освещения.
5.18. Рабочее место обучающегося в кабинете технической графики
оборудуется специализированным одноместным ученическим столом для черчения и
стулом.
5.19. В кабинетах, рассчитанных на 24 обучающихся, могут быть столы
следующих ростовых групп: N 4 - 6 шт., N 5 - 18 шт., стулья ученические тех же
ростовых групп.
5.20. Индивидуальное рабочее место учащегося в кабинете художественного
труда должно быть оснащено универсальным рабочим столом, укомплектованным
съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов, а также
трафареты разметочные и простые карандаши.
6. Требования к оснащению кабинета и мастерских образовательной области
"Технология" проекционной аппаратурой и приспособлениями.
6.1. В кабинетах и мастерских должны быть размещены следующая аппаратура:
- диапроектор;
- эпипроектор;
- графопроектор;
- цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см;
- видеомагнитофон (видеоплейер);
- компьютер для работы учителя и обучающихся;
- копировальная техника.
6.2. Для получения оптимального размера изображения проекционная
аппаратура должна быть размещена на передвижных тележках.
6.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей должен быть экран с
регулируемым углом наклона.
6.4. В кабинетах и мастерских должно быть приспособление для зашторивания
окон для работы с проекционной аппаратурой (на одно окно и на все окна).
6.5. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств
обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток:
одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене кабинета,
третья - на стене, противоположной окнам.
6.6.При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана
до первых столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего края экрана
от подиума или пола не ниже 0,9
м.
6.7. Расположение телевизора должно быть таким, чтобы обеспечивалась
оптимальная зона просмотра телевизора и видеофильмов на расстоянии не менее 2, 7 м от экрана телевизора.
Высота расположения телевизора от пола или подиума должна быть в пределах 1,2 -
1,3 м.
7. Требования к оснащению кабинетов и мастерских образовательной области
"Технология" учебным, оборудованием, и необходимой документацией
7.1. Состав учебного оборудования в кабинетах и мастерских
образовательной области "Технология" рекомендуется определять по
действующими "Перечням учебного оборудования по образовательной области
"Технология" для общеобразовательных учреждений России",
утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.
7.2. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная
аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72) (около аптечки указываются адрес и
телефон ближайшего лечебного учреждения), а также противопожарные средства,
включая углекислотный огнетушитель.
7.3. Оборудование, не предусмотренное "Перечнями", в том числе
самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции
санэпидемстанции, что оформляется соответствующими актами.
7.4. В кабинете и мастерских образовательной области
"Технология" должны быть инструменты и материалы, предназначенные для
ремонта учебно-наглядных пособий и изготовления средств обучения силами
обучающихся (ножницы, клей, бумага, тушь, фломастеры, фолии и пр.).
7.5. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической
литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения,
систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку,
тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для
обучающихся.
7.6. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с
перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием
их инвентарного номера.
8. Требования к размещению и хранению оборудования
8.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна
обеспечивать:
- сохранность средств обучения;
- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия;
закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты
использования на уроках;
- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя
изделий новыми.
Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам
учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного
оборудования и правил безопасности.
8.2 Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах,
размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.
8.3. Нижние секции шкафов должны быть с глухими дверками, верхние - с
остекленными, антресольные верхние - с глухими дверками.
8.4. На книжных полках секционных шкафов должны быть размещены диафильмы,
диапозитивы, аудиокассеты, подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы
этих шкафов должны быть глухими.
8.5. Диафильмы должны размещаться в специальных укладках. Ячейки и
коробки с диафильмами должны быть промаркированы, и им должны быть присвоены те
же номера, что и на коробочках диафильмов.
8.6. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться
вдали от отопительной системы.
8.7. Таблицы должны храниться в крупноформатных папках или наклеиваться
на картон и размещаться в ящиках-табличниках, расположенных под классной доской
или установленных отдельно.
8.8. Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам, темам с указанием
списка и номера таблиц.
8.9. Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на
рабочих местах обучающихся.
8.10. Хранить инструмент следует так, чтобы исключить возможность
получения травм при неосторожном касании: долота, стамески, шилья, циркули
хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими
концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных
инструментов заклинивают вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда
деревянной подставки рабочими концами вниз; лучковые пилы вешают за стойкой лучка,
повернув зубья внутрь, а ножовки вставляют в специальные гнезда таким образом,
чтобы была закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной
укладке с гнездами разного диаметра.
9. Требования к оформлению интерьера кабинетов и мастерских
9.1. Интерьер кабинетов и мастерских должен соответствовать особенностям
преподавания предмета.
9.2. В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются
повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и
сменного экспонирования.
9.3. Материалы постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты
постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной
санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации.
9.4. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы,
разъясняющие, как выполнять отдельные операции.
9.5. Для размещения экспозиции используют специальные экспози