Сайт учителя технологии Екатерины Петровны Паньковой
Приветствую Вас Гость



Интересное рядом

Главная » Статьи » Применение ИКТ в учебном процессе

Применение компьютерных технологий в технологическом образовании школьников

               Применение компьютерных технологий в технологическом

                                             образовании школьников

В последние годы в социальной, производственной, образовательной и других областях происходят значительные перемены. Меняется общеобразовательная школа, в частности, технологическая подготовка учащихся. Внедрение в образовательный процесс новых учебных программ, новых предметов и технологий является чрезвычайно важной задачей на сегодняшний момент.

Компьютеры в ряде случаев весьма удобны для использования в таких областях, как обучение истории, языковедению, математике, естественным наукам, применимы в профильной и профессиональной подготовке учащихся, музыке, изобразительном искусстве, а также и в образовательной области «Технология». Они открывают новые пути в развитии мышления, творческих способностей, умения решать проблемы, предоставляют новые возможности для активного обучения. Они могут сделать многие уроки более интересными и убедительными, облегчить восприятие огромного потока информации. С помощью интеграции современных компьютерных технологий с традиционными учебными предметами можно повысить эффективность проведения уроков и контрольных работ, решения задач и упражнений, а также учет успеваемости обучаемых. Это разгружает учителей и позволяет им уделять больше времени индивидуальным занятиям с учениками.

В настоящее время существуют учебные заведения, в которых информационные, в частности, компьютерные технологии внедрены в учебный процесс и играют немаловажную роль в повышении его качества. Подробно проработана и часто используется компьютерная поддержка курсов физики, математики, языковедения, черчения и т.д. Поддержка же уроков технологии встречается редко, хотя очевидна необходимость детальной проработки таких возможностей. Ведется разработка методики их использования на занятиях по технологии.

В частности, при обучении учащихся технологии необходима демонстрация наглядных пособий. Оптимально иметь среди экспонатов школьной выставки изделия с характерными чертами: народные игрушки, старинные и современные предметы быта, украшения. Если же попытаться собрать объем изделий, вполне характеризующий какой-либо народный промысел и, кроме того, современное производство по определенной тематике, получится огромная экспозиция. В школьном музее такую роскошь разместить просто невозможно, а устроение экскурсий зачастую ставит перед учителем и администрацией ряд серьезных задач. В современных условиях широкой информатизации становится все более возможно вместо показа реальных изделий устроить демонстрацию их изображения, в том числе и с помощью компьютера, где можно хранить и использовать грандиозные объемы информации.

Далее, для выполнения творческого проекта или обычного задания часто требуется создать эскиз будущего изделия, разработать оптимальную, на взгляд мастера, форму, выбрать цвета для росписи изделия. Для успешной работы с эскизами и рисунками удобно применять готовые фирменные графические пакеты программ, а также специализированные разработки. В процессе урока задачей для учеников ставится разработать создать форму, интересное графическое решение, эскиз будущего изделия, которое впоследствии, на обычном, «ручном» уроке будет воплощено в реальность.

Применение компьютерной техники создает определенные удобства при обучении, при подготовке учебных пособий. Тем не менее, основной деятельностью учащихся должна быть непосредственная работа с материалом. Компьютер используется только в качестве одного из средств, оптимизирующих некоторые компоненты учебного процесса. Это введение не означает подмену производительной деятельности школьников работой с компьютерной техникой. В технологическом обучении ставится задача научить их с помощью современного инструмента – компьютера – решать различные задачи технологического, художественно-дизайнерского, поискового характера.

В настоящее время разработаны следующее компьютерное программное обеспечения: библиотека оцифрованных изображений - фотографий, иллюстрации; презентации (слайды, анимация) по ключевым темам учебного курса «Машиноведение», «Материаловедение», «Ручные работы», «Конструирование и моделирование швейного изделия». Данные презентации можно использовать при объяснении учителем нового учебного материала (рассказ или беседа сопровождается демонстрацией соответствующего презентационного ролика), при повторном прохождении и закреплении материала (в начале нового учебного года и др.), при воспроизведении полученного материала учащимся в целях закрепления и контроля знаний.    

Тестовая программа – позволяет осуществлять оперативный контроль усвоенных обу­чаемыми знаний в рамках представленного курса.

Редакторы текста, презентаций, электронных страниц - профессиональный редактор текста используется при составлении и оформлении пояснительной записки к творческому проекту. Встроенный редактор табличных данных используется при составлении технологических карт и решении задач, редактор презентаций используется при составлении и оформлении презентации – приложения к творческому проекту, при составлении и оформлении электронной выставки лучших работ учащихся.                               

Графические редакторы – распространенные средства для создания и дизайна эскизов изделия (моделирование формы и узора, подбор орнамента для росписи изделия).          

Электронные таблицы – используются при осуществлении и оформлении экономического расчета производства изделия (объекта проектной деятельности), а также при изучении раздела «Семейная экономика».

Следует учесть, что длительная работа с компьютером вызывает напряженность и усталость, особенно в раннем возрасте учащихся. Также, методисты-разработчики учебных программ по технологии рекомендуют отводить на теоретическую часть занятий около 30% учебного времени, а 70% использовать для практической работы. Весьма продуктивным и удобным является использование широких экранов, проекторов, терминалов и т.д. непосредственно в мастерской, но часто по разным причинам учебное заведение не имеет таких возможностей. Тогда представляется уместным разделить двухчасовое занятие, если на нем планируется работа с компьютером, на две части: первая часть проходит в компьютерном классе, вторая часть – в мастерской. Причем на первой половине использование компьютера может проходить не весь урок, а только его часть, в оставшееся время полезно сообщение учителем новой информации, проведение инструктажа, работа с документацией, рассказ, беседа и т.д. На второй половине занятия предполагается использование сформированных знаний учащихся для практической работы. Смена видов деятельности снизит напряжение и создаст возможность для продуктивной работы.

         Применение компьютерной техники возможно и желательно при изучении большинства тем курса, это предоставляет новые формы и методы работы, имеет много положительных аспектов. Как показал анализ мнения учащихся, преподавателей, специалистов по компьютерным технологиям, научных деятелей, современные школьники способны воспринимать и усваивать крупные объемы данных через средства информационных технологий и испытывают интерес к самостоятельной работе с ними. Важной является задача для учителя отобрать необходимую для конкретного урока информацию, чтобы ограничить хаотичность, обрывочность сведений, часто возникающую при самостоятельной работе учащихся с источниками информации, и защитить молодой организм от возможной перегрузки излишними и не являющимися необходимыми данными.

Категория: Применение ИКТ в учебном процессе | Добавил: жизнь (13.12.2010)
Просмотров: 2343 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 248

поиск



Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz